История развития фотографии и камеры – обскуры

С греческого языка фотография переводится как светопись. Фотография – это объединение различных способов получения изображений и поэтапного процесса попадания света на особые светочувствительные материалы и дальнейшей химической обработки.

Фотографию по праву можно считать одним из главных изобретений 18го века.

Появление фотографии стало возможным благодаря учённым и изобретателям многих стран мира. Они исследовали светочувствительные вещества, которые при взаимодействии со светом могли закрепить изображение на различной поверхности. Так же совершенствовалась камера – обскура, которая появилась за долго до фотоаппарата, переводится как “тёмная комната”.

Аристотель в 350 г. до нашей эры в одних из своих трудов заметил, что свет, проникающий в тёмную комнату через маленькое отверстие в ставне, способствует появлению на противоположной стене комнаты перевёрнутое изображение, находящееся на улице перед окном. При этом, чем дальше изображение  от окна, тем больше его масштаб. Открытие камеры – обскур повлекло за собой череду различных опытов а художники использовали этот эффект в рисовании.

Один из первых описал камеру – обскура (стенолопа) известный итальянский художник  и ученый Леонардо да Винчи. Так же о камере – обскура в своих трудах писали многие другие учённые.

Голландский физик и математик Герман Фризиус изобразил чертёж камеры – обскуры с помощью, которой он в последствии (1544 г.) наблюдал солнечное затмение.Чертёж камеры - обскуры Германа Фризиуса

Эффект камеры–обскуры позже был использован в разных конструкциях переносных приборов.

Венецианец Д. Барбаро в 1568 г. одним из первых дал полное описание камере – обскуре с плосковыпуклой линзой, которая позволяла увеличить действующее отверстие для попадающих лучей в камеру, и значительно усилило яркость оптического изображения, образующего с её помощью. В улучшении оптической системы камеры – обскуры принадлежит большая заслуга известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611г. им была придумана оптическая схема, состоящая из двух линз (вогнутой и выпуклой), которая позволяла увеличить угол поля зрения камеры – обскуры.

Так же немало важное значение имели опыты действия света на различные химические вещества.

В 1725 г. русский исследователь А. П. Бестужев – Рюмин наблюдал действие света на хлорное железо, которое изменяло цвет и переходило в хлористое.

Одним из первых целенаправленно исследовал изменение свойств солей серебра при воздействии на них света немецкий учённый И. Шульце. Он наблюдал в 1727 г. что при смешивании мела раствором серебра и азотной кислоты смесь получает свойство менять цвет в тех местах, где на неё попадает солнечный свет.

Далее важный шаг в приумножение о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, он в 70 – х годах 18 в. провёл ряд опытов по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом он отметил что наиболее активными являются лучи сине – фиолетовой зоны. 

Экспериментировали, исследуя чувствительность различных химических соединений  к солнечному свету в 18 – 19 в. и другие учённые.

Существенный вклад в развитие фотографии внесли Т. Веджвуд и Г. Деви. Первым в конце 18  в. был сделан ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых раствором нитрата серебра.

Т. Веджвуд одним из первых попытался сделать изображения с помощью камеры – обскуры. Г. Деви продолжил работы Т. Веджвуда. Чтобы получить изображение в камере - обскуре им было добавлено хлористое серебро. Г. Деви и Т. Веджвуд не смогли найти способ закрепления изображения, но не смотря на это их по праву считают родоначальниками изобретения фотографии.

Закреплённое светописное изображение первым получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. О новом способе закрепления светописного изображения им было сказано 1822 г. В 1829 г. Нисефор Ньепс приступил к совместной работе с французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером.

Н. Ньепс назвал свой способ гелиография (солнцепись) он заключался в следующем: смесь асфальта в лавандовом масле наносилось тонким слоем на пластинку из метала, далее на ней рисовали полупрозрачный штриховой рисунок и на долгое время оставляли на свету, асфальт затвердевал в освещённых участках. Далее пластинку опускали в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незакреплённые участки асфальта, в результате таким способом получали рельефное изображение. Использовали его как клише, делая типографические оттиски на бумаге.

Н. Ньепс в 1826 г. использовал асфальтовый слой для получения изображения с помощью камеры – обскур.

Изобретателем первых изображений с галогенидами серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагер. Используя камеру – обскур для рисования, он в1824 г. начал искать способы закрепления полученного изображения. Ж. Дагер в 1829 – 1835 г. проводил поиски совместно с Н. Ньепсом . После смерти Н. Ньепса Ж.. Дагер опубликовал новый оригинальный способ получения светописных изображений назвав его «дагеротипия».

О новом способе получения фотографических изображений было сообщено 7 января 1839 г. физиком и астрономом Араго на выступлении Парижской академии наук. Детали способа были озвучены 19 августа 1839 г. в докладе Араго. На 9 международном конгрессе научной и художественной фотографии, прошедшей в 11935 г. назначил считать 7 января 1839 г. официальным днём изобретения фотографии.

Способ получения дагеротипных фотографических изображений состоял в следующем, очищенную серебряную пластинку помещали в ящик над сосудом с металлическим йодом. Йод испарялся и оседал на её поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро – которое было чувствительно к свету. Далее в темноте пластинку вставляли в кассету камеры – обскуры и длительной выдержкой в несколько минут. Светочувствительные вещества при взаимодействии со светом давали слабое изображение. Которое усиливали парами ртути они оседали на участках подвергшихся действию света. Сам процесс проводили в специальном ящике, на дне устанавливали сосуд с ртутью. За тем ртуть подогревали, чтобы ускорить процесс.

Чтобы удалить с невзаимодействующих со светом участков остатки йодистого серебра и тем самым закрепить фотографию, использовали раствор поваренной соли. Для этих целей чуть позже стали использовать тиосульфат натрия.

Фотографии на дагерротипе были из участков, с нанесённым тонким слоем ртути и серебра. При определенном наклоне на фотографиях такого рода было видно позитивное изображение.

Используя дагеротипию, получали снимок в одном экземпляре, что являлось существенным недостатком.  Так же стоит отметить высокую стоимость снимков. Но, не смотря на это, дагеротипия была весьма популярна.

Д. Ф. Годар в 1840 г. увеличил светочувствительность дагеротипного метода, он помещал их в смесь йода с бромом, это дало возможность уменишить выдержки при экспонировании. Не мало важную роль в уменьшение выдержек сыграло совершенствование съёмочной оптики. Так в 1840 г. уже через год после объявления первого способа фотографии, профессором И. Пецвалем был открыт метод расчёта фотографических объектов. В том же году им же был разработан первый портретный объектив, который в последствии был собран немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.

В развитие фотографии внёс огромный вклад английский учённый Уильям Генри Фокс Талбот. Он сделал сравнительно высокочувствительную бумагу, на которую наносили раствор хлористой соли и поэтапно очувствляли, соединяя с раствором хлористого серебра. За тем в сухом виде бумага экспонировалась в камере – обскуре. А полученное изображение закреплялось при помощи поваренной соли. Новый способ получил название «фотогенное рисование», Талбот рассказал о нём в своём первом официальном докладе Королевскому обществу 31 января 1839 г.

Для того чтобы напечатать бумажные негативы Талбот также пользовался очувствлённой бумагой, которую закреплял под бумажным негативом и экспонировал при сильном свете. Как только изображение достигало достаточной плотности, его закрепляли.

В этом периоде появились термины «фотография», «негатив», «позитив», которые и предложил английский учённый Д. Гершелем. Им также было предложено пользоваться раствором тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений.

Талбот продолжил свои исследования в области фотографии, и в 1840 г. разработал «калотипный процесс», который заключался в следующем. На бумагу тонким слоем наносили состав азотнокислого серебра, и после недолгой сушки опускали в раствор йодистого калия и сушили. Тем же раствором после съёмки бумагу проявляли. В случае, когда негатив по плотности был слабым, его усиливали высокой температурой. Для того чтобы закрепить изображение Талбот сначала использовал раствор бромного калия, а в дальнейшем стал использовать раствор тиосульфата натрия. С получаемого негатива делалась контактная печать позитивных копий, сделанной и проявляемой тем же способом.

Нужно подчеркнуть, что вплоть до 1851 г. дагеротипия была наиболее конкурентно способной техникой получения фотографии. Тем временем английский исследователь Фридерик Скот Арчер изобрёл новый способ фотографии – мокрый коллодионный процесс (Амбротипия - фотография на стекле). Его принцип заключался в следующем. Нитроклетчатку (продукт отходов хлопка обработанного серной и азотистыми кислотами) смешивают с эфиром и спиртом. В образующуюся смесь – коллодион- добавляют соли йода и брома, за тем этой смесью покрывают стеклянную пластинку. Далее пластинку в сыром виде опускают в сосуд с раствором азотнокислого серебра, т. е. происходит очувствление коллодиозного слоя. Все процессы делаются при неактиничном свете. Вследствие химической реакции в коллодионном слое появляются галогениды серебра – вещества чувствительные к свету. Потом пластинку в сыром виде закрепляют в фотоаппарате и фотографируют объект. Закрепляют её в растворе тиосульфата натрия, а проявляют в растворе пирогалловой кислоты.

Пластинки не подлежали сушке, так как коллодион в этом случае растрескивался и отходил от стекла. Это было большим недостатком мокрого коллодионного процесса, и использовали его в стационарных фотоателье. Нашлись и энтузиасты - фотографы – пейзажисты, бравшие с собой на природу походные фотолаборатории в виде палаток, которые перемещались на тележках.

Одновременно с развитием мокрого коллодионного процесса велись труды теоретического характера. Английский физик Д. К. Максвелл в 1855 – 1861 г. выдвегает теорию трёхцветной фотографии.

В связи с многими недостатками мокрого коллодионного процесса, разные исследователи делали попытки сменить коллодий другими веществами. Так в 60 – х годах 18 века проходили опыты по действию желатина как связующей среды эмульсионного слоя. В это время в одной из работ был открыт щёлочной проявитель, имеющий в своём составе органическое проявляющее вещество.

Опираясь на труды предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по профессии, предложил в 1871 г. первый действительно пригодный метод изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому методу появилась возможность сохранять пластинки не только в сухом виде, но и сильно повысить их чувствительность. Стоит отметить, что основной метод современной фотографии основан так же на использовании галогенидосеребряных желатиновых фотослоёв. С момента изменения этот метод претерпел значительные изменения. Сегодня камеру – обскур можно сделать из обычного спичечного коробка или банки из под кофе, и экспонировать на плёнку. О сайте fotomtv.Камера - обскуры из спичечного коробка

Фотография  сделанная на камере обскурФотография  сделанная на камере обскурФотография  сделанная на камере обскурФотография  сделанная на камере обскурФотография  сделанная на камере обскур
Показать html-код для вставки в блог
© fotomtv.ru Работаю в Ставрополе
При копировании материалов не забывайте ставить ссылку на первоисточник.
Посмотреть карту сайта. Техническая поддержка фотосайтов в СПб