Выбор штатива

При многих видах фотосъёмки просто не обойтись без штатива. Прежде всего, штатив необходим при фотографировании в условиях низкой освещённости, когда невозможно или нежелательно использовать какие-либо дополнительные источники освещения. Использование треноги, возможно, при съемке любых постановочных сцен, портретов, натюрмортов, пейзажей, а также макросъёмке и любых других случаях, когда требуется максимально точное позиционирование фотокамеры. Благодаря штативу можно фотографировать с длительными экспозициями, не опасаясь, что снимки будут «смазанными»; возможно применение более низкого уровня чувствительности (ISO), чтобы исключить нежелательные эффекты (шумы в цифровых камерах, зернистость).

Экономить на качестве штатива не стоит. Ведь применение хорошего штатива не менее важно, чем использование качественного фотоаппарата и отличной фотооптики. Только все эти факторы в совокупности служат залогом качественной фотосъёмки. Бренд при выборе треноги не играет принципиальной роли. Весьма качественные штативы вполне могут выпускать и малоизвестные производители, так как их производство не представляет особых технических сложностей. Главными критериями при выборе штатива являются его устойчивость и вес. Понятно, что предпочтительнее покупать более легкую треногу. Но следует учесть, что чем тяжелее штатив, тем он устойчивее.

Главный элемент штатива - ноги. Обычно они телескопические по своему устройству, состоят из двух-пяти секций. Наиболее распространены штативы, ноги которых состоят из трёх секций. Такая конструкция является достаточно прочной и компактной. Секции скрепляются между собой при помощи зажимов, это обеспечивает индивидуальное регулирование высоты каждой из ног. Для предотвращения скольжения на основания ног надеваются резиновые наконечники. В ряде моделей такие наконечники - съёмные, под ними устанавливаются шипы для жёсткой фиксации на поверхности земли.

На ноги штатива приходится основная нагрузка, поэтому их изготавливают из достаточно прочных материалов, чаще всего применяются различные сплавы с использованием алюминия. Треноги из алюминиевых сплавов довольно прочные и недорогие. Однако они относительно тяжёлые. Более лёгкими по весу являются штативы, изготовленные из сплавов магния и титана. Ноги штативов могут также изготавливаться из базальта (вулканической породы) и композитного материала – углепластика (карбона). Такие штативы отличаются надёжностью, они намного легче, чем изготовленные из алюминиевых сплавов, но и стоят дороже.

И сегодня выпускаются штативы из натурального дерева – материала, который применялся для этих целей ещё с самого зарождения фотографии. Они несколько громоздки и имеют немалый вес. К достоинствам деревянных штативов можно отнести особую надёжность и эстетичность, они отлично гасят малейшую вибрацию и не боятся морозов. Но из-за высокой стоимости применяют их, как правило, только профессиональные фотографы.

Основные характеристики штатива - его высота в сложенном состоянии, максимальная рабочая высота и рабочая нагрузка, вес. Определённое значение имеют диаметр опор, количество их секций. Для изменения высоты основной штанги желательно наличие ручного привода. В идеале рабочая высота должна быть больше роста фотографа, это гарантирует большую устойчивость треноги. Оценивая высоту сложенного штатива необходимо заранее продумать возможные методы его транспортировки и, учитывая это, принимать решение. Разумеется, допустимая рабочая нагрузка должна превышать вес фотокамеры, которая будет размещаться на нём.

Если Вы владелец компактной лёгкой камеры, и не намерены в обозримом будущем обзаводиться более тяжёлой, нет смысла тратить деньги на покупку штатива, способного выдерживать слишком большой вес. Но и определённый запас прочности тоже необходим. При съёмках, проводимых вне помещения, на устойчивость, кроме веса самой камеры, влияет так называемая парусность – при значительной скорости ветра нагрузка на штатив возрастает. Идеальное решение - допустимая нагрузка в два раза должна превышать реальную нагрузку, состоящую из суммарного веса фотокамеры и штативной головки.

Штативная головка крепится на треноге при помощи стандартной резьбы (как правило, 1/4 или 3/8), благодаря головке изменяется положение фотокамеры в пространстве. Применяются два типа штативных головок — 3D и шаровые. Наиболее точное позиционирование обеспечивают 3D-головки, положение камеры при этом изменяется с помощью нескольких ручек, каждая из которых фиксируется в определённом положении. При оперативной фотосъёмке более удобными являются шаровые головки. Это обеспечивает оперативное изменение положения фотоаппарата, для этого достаточно отжать лишь один фиксирующий рычаг. Недостаток шаровой конструкции в том, что она довольно быстро загрязняется, и по этой причине считается менее надёжной.

В профессиональных штативах фиксаторы, головки и площадки изготовлены из металла. А для штативов, предназначенных для фотолюбителей, обычно такие элементы делают из пластика. Поэтому профессиональные штативы более надёжны, но тяжелее и дороже. Многие фотографы-профессионалы используют штативы почти ежедневно, а любители – обычно изредка, и для них особенно важен вес, особая прочность при этом не является решающим фактором. Это и объясняет возможность экономии на дорогостоящих и более тяжёлых металлических деталях.

Наиболее простыми и лёгкими являются телескопические штативы с максимальной рабочей высотой до полутора метров, а также настольные мини-штативы. Любительские телескопические штативы в сложенном состоянии имеют длину до 30 см, вес – в пределах 500-800 грамм. Мини-штативы ещё более компактны, носить их можно даже в кармане, вес в пределах 100 грамм. Стоимость совсем невысокая. Вполне понятно, что такие штативы совсем не предназначены для тяжёлых зеркальных фотокамер профессионального уровня. Однако вполне могут устроить владельцев лёгких и компактных любительских фотоаппаратов, которым изредка хочется воспользоваться автоспуском, сделать красивую пейзажную либо ночную фотографию.

Главное правило при покупке штатива – его самая основательная проверка. Не торопитесь и не экономьте время при этом! Попробуйте в работе штативную головку. Камера должна фиксироваться на ней очень прочно. В ином случае есть риск, что во время съёмки аппарат может упасть и разбиться. Разложите и сложите треногу. Проверьте каждый из зажимов. Все они должны открываться при минимальных усилиях и не быть тугими, при закрытии надёжно фиксировать секцию. При открытом зажиме секция ноги должна перемещаться плавно и легко. Секции ног и центральная штанга не должны болтаться. Поднимите секцию на предельную высоту, ничто в конструкции штатива не должно шататься. Если в треноге всё устраивает – не стоит раздумывать, покупайте! Ведь при помощи штатива Вы сможете сделать множество великолепных фотоснимков! О сайте fotomtv.

Показать html-код для вставки в блог
© fotomtv.ru Работаю в Ставрополе
При копировании материалов не забывайте ставить ссылку на первоисточник.
Посмотреть карту сайта. Техническая поддержка фотосайтов в СПб